Еще не вымерли «велосирапторы»…

Дата: 15th Сентябрь 2011. Автор: Roman. Рубрика: ВЕЛОТУРИЗМ

Отчет о велопоходе Кривой Рог – Корюковка (Черниговская обл.) – Кривой Рог


naumenko 1. Пролог
Итак! Что мы имеем! Два велосипеда AUTHOR, оснащенные всем необходимым для туризма. Палатка дешевая, протекающая в дождь. Полиэтилен, который это компенсирует. Кариматы, одеяло , спальник один. На второй пока нет денег. Карты областей и компас. Из провианта: килька, мивина, сгущенка, гематоген и овощи. И мы, два «велосираптора» (созвучно с велоцираптор) – Сергей и Лена, которым в кайф ехать по жаре 600 км туда, а затем столько же обратно.

Фотоотчет Вконтакте

2. Село и люди
Наш маршрут пролегал из Днепропетровской области через Кировоградскую, Полтавскую и, почти через всю, Черниговскую области. Ехали мы, заглядывая в карты, от одного населенного пункта к другому. Наши Днепропетровская и Кировоградская области не удивляли названиями сел и городов. Разве что Червоноконстантинівка, где на въезде было написано Червоноконстантиніква.
На Полтавщине пошли села более колоритные : «Погреби», «Пироги», «Опришки», «Покровська Багачка», «Клепачи, «Ковали», «Бондари». Явно здесь жили люди работящие. Села выглядели добротно и ухоженно. Коровы в округе бродили толстые и чистые. В каждом дворе свой собственный колодец за забором. Так просто воды не наберешь!
Чем ближе к Черниговщине, тем больше расслаблялся народ: появились брошенные хаты, пустующие поля и более интересные названия сел. «Синякивщина», «Голотивщина», а на границе областей вообще «Боханив». Само село уже «пробохали», там никто не живет. Ну а следующие названия повергали в недоумение! «Брагинци» – тут брагу гнали? «Хукаливка» – а здесь что делали? «Тиниця» – много тины или заборов? «Бахмач» – что это? «Велика Доч», «Галайбине», «Хотиевка» (ну это хоть ясно), «Чернотичи», «Шведчина». Кстати, в Полтавской области есть самое ужасное для украинца село «Безсалы». Но мы через него не ехали. Упаси Бог!
В Полтавской области жители вне работы развлекались просмотром вечернего «кино». Целые семьи сидели на лавках и крылечках, и смотрели на проносящиеся мимо них машины. Я думаю, что два мерно давящих на педали велосипедиста, внесли некую интригу в их бесконечный сериал.
В Чениговской области мы были вообще в диковинку. Там люди как в Китае все передвигаются на великах. Но в лучшем случае это «Формула» или «Ардис». Очень порадовала надпись на разрушенном коровнике «BMX». Раньше писали тоже 3 буквы, но другие. Уже прогресс!
Народ с удовольствием и радушием объяснял нам более короткие дороги. Всех интересовало, кто мы, откуда и куда. У всех встречных на лице читался этот вопрос, но не все решались спросить. Реагировали на наш ответ все одинаково: «НИ х…. себе!» И было видно – завидуют. Многие, ой многие втайне мечтают о собственном путешествии, но уже проросли корнями в быт, как вековые дубы.

3. Эх! Дорога…
Для любого велотуриста дорога как жизнь! И я всю жизнь могу писать о дорогах. Все согласятся, самые веселые в Кировоградской области! Определенный участок пути мы сокращали по полям. На грунтовках я помню только яркие краски полей, палящий зной и постоянное чувство, что мы никогда не найдем отсюда выхода. Так и будем блуждать по полям, питаться кукурузой и кузнечиками. Но с помощью компаса мы таки выехали. И тут нас ждал знаменитый кировоградский булыжник!
О! Это незабываемо! Зубы лязгают, велосипед трясется как припадочный, руки немеют от вибрации. А мы из велотуристов превращаемся в краснозадых макак. Особым издевательством над нашей психикой, я хочу отметить полоски очень качественного асфальта длинной в 1метр и через каждые 500-600 м. Что дорожные службы этим хотели сказать?!! 8 километров такой дороги подарили нам болезненных ощущений на протяжении всего маршрута, как туда, так обратно. А, возвращаясь домой, мы еще добавили на этой же дороге. Так закалялась сталь! Теперь нам не нужны памперсы!
Полтавские дороги в основном неплохие и сравнительно ровные. А Черниговщина встретила нас щебенкой залитой смолой. Где много смолы – вязнут покрышки, где пожалели – опять тряска.
И здесь нас ждал наш любимый булыжник. На въезде в город Срибне огромный подъем весь выложенный камнем. Мы ему дали собственное название. Когда заезжали: «Шайтан-гора». Когда съезжали: «Андресин спуск». (Рекламу помните?: в 90-е годы мулатка Андреса трясла ягодицами в экраны СНГ, рекламируя тренажер от целюлита).
Самое приятное впечатление оставила Московская трасса. Гладкая как стекло, широкая и прямая. Вокруг сосновые и березовые леса, красивые пейзажи. И довольно неприятное – трасса на Лубны. Узкая, асфальт плывет волнами. Фуры и автотранспорт проносятся мимо на скорости , нужно все время быть начеку и съезжать к обочине. А тут нас ждет не дождется или волна асфальта, или колдобина.

4. Дни и ночи
Перемещались мы преимущественно с 7 утра до 13часов. Делали привал в тени. Обедали, отдыхали. И когда немного спадала жара, крутили педали дальше, до самого вечера. За день мы проезжали около 130км. Дорога была разной Были участки равнинные, были изматывающие своими подъемами и спусками. Были минуты отчаяния и наоборот безудержного счастья от какой-то мелочи типа бочки с квасом.
Когда едешь куда-то автобусом, то видишь природу, людей через окно, как будто смотришь кино. Когда едешь на велосипеде, то чувствуешь окружающий мир . Это уже не кино, это реальность!
Мы многое видели. Видели как наша аграрная страна увлеченно засеивает свои поля сплошь подсолнечником, кукурузой и рапсом. Кстати, обещанной гречки я не увидела ни одного поля. Видели Богатые процветающие села и разрушенные фермы и колхозные строения. Видели как добывают газ. Видели, как из молодого соснового леса вывозят песок для строительства дороги возле Лубнов. Видели откормленных зайцев и раздавленных машинами лисиц. Видели аистов. Они в приднеснянских селах вообще хозяева. На каждом столбе по гнезду!
Интересно было наблюдать за сменой растительности и почвы от одной области к другой. Наш знаменитый чернозем тянется аж до середины полтавской области. Дальше он смешивается с песчаной почвой. И в Черниговской уже пески. Там лесные дороги это утоптанный белый песок, какого наши малыши в песочницах не видели.
В Полтавской области нас встретил первый сосновый лес Чорнухинского лесничества. Там мы оценили наглядную агитацию неизвестного художника, выставленную по периметру леса. Один шедевр «Берегите мурах» я сфотографировала. Жалею, что остальные – нет. Такие же плакаты есть «Берегите животных», «Берегите птиц» и, наверное, «Берегите лесников». Нарисован зеленый человечек с поднятой рукой.
Вечером начиналась проблема найти место для ночевки. На поиски уходило 1-1,5 часа и лишний десяток километров. Одну из ночей мы провели в посадке при дороге Кировоградского лесничества. Там было очень много сухостоя, который грозил свалиться нам на головы, и целые тучи огромных комаров.
Еще одну ночевку мы искали очень долго. Стали в лесополосе вдоль шоссе со стороны поля. Нас не видно. До сел расстояние 4-5км. В 3 часа ночи пошел дождь. Мы накрыли велосипеды и палатку кусками полиэтилена. Спим. И вдруг слышим приближающиеся голоса. К нам идут 2 мужика. Ночью! В дождь! За 5 км. От села! Пешком! Именно мимо нашей палатки! Один другому: «О! Шо це за х-ня?» Другой в ответ «Пишлы! Це стог сина накритый» И исчезли. Что это было?!
Следующие наши ночевки были с комфортом , в красивой дубовой посадочке и в березовом лесу. Ни комарья, ни сухостоя. Хорошие чистые места И даже сильная гроза разразившаяся ночью не мешала нам спать. НУ последующие ночевки на обратном пути были где придется. Очень хотелось быстрее домой.

5. Города
Самый крупный город, через который мы проезжали – Кременчуг. Впечатляет въезд в него по мосту через Днепр. В Кременчуге мы с тоской вспомнили о наших родных криворожских водителях, особенно маршруток.
Да они ангелы по сравнению с кременчуцкими! В преддверии города вообще ни одного светофора. Движение интенсивнейшее, но каждый едет по своим правилам. Все кому ни лень нас подрезали, прижимали к обочине и нетерпеливо бибикали. Самого города мы не рассмотрели, были заняты борьбой с водителями.
Город Лубны мы проезжали по касательной траектории. Очень древний и красивый. Основан аж в 988г. Окружен не менее древними лесами на склонах огромных холмов. Мимо Лубнов мы проезжаем уже 4-й раз, и каждый раз попадаем в мрачный моросящий дождь. Такое впечатление, что город накрыла такая же вековая туча.
Еще один большой город уже в Черниговской области. Бахмач. В нем пересекаются многие железнодорожные пути. И на жд-вокзале продают самые вкусные в мире пирожки! В Бахмаче живет своя велознаменитость. Местные похвастались нам, что у них есть знаменитый велотурист, который ездил в Питер и обратно. О нем писали в местных газетах.
На выезде из Бахмача я получила изрядную долю адреналина. Дебил на джипе, обгоняя фуру по встречной, объехал впереди идущего Сергея, а меня за ним не заметил. Чуть не снес. Благо я не высовывалась, а то есть такая привычка.
Конечный пункт путешествия маленький город Корюковка. Наша Родина. Город окружен со всех сторон лесами, реками, болотами. Весь утопает в цветах и зелени. Сейчас о нем заговорила вся Украина, как о своей Хатыни. Весной 1943г. партизаны совершили очередную вылазку против нацистов. Разозленные немцы в ответ спалили 7тыс. человек, практически уничтожив городок полностью. Очень тяжело и долго город поднимался из пепла. Сейчас же город процветает благодаря фабрике «Славянские обои», которые импортируют во многие страны.

6. Точка возврата
Возвращались мы наперегонки с дождями и грозами. Нас, то преследовала невыносимая предгрозовая жара, то подстегивали зловещие тучи в небе, то мешал шквальный ветер в лицо. Нам везло. Грозы были позади нас или где-то впереди. Часто мы проезжали мимо поваленных бурей деревьев. Впечатлила лесополоса ив вдоль дороги. Ни одной целой! Искореженные сломанные стволы и ветки, местами обгорелые и расщепленные до самых корней. Гроза здесь была лютая. Для себя я сделала вывод, никогда не прятаться от дождя под ивы и березы.
Временами нас поливал дождь. Возвращаться было тяжело, но мы еще не знали, что нас ждет впереди. На третий день обратного пути , мы планировали заночевать за Кременчугом. Но, при подъезде к городу, везение нам изменило. Обрушился ливень. Мы успели накрыть велосипеды и забежать в ближайший магазин. Вода лилась потоками. Мы теряли драгоценное время. Но ехать под таким дожем было не реально.
Сквозь потоки дождя к магазину медленно и деловито приближалась мужская личность с усами на невозмутимой физиономии. Вода стекала с него, но абсолютно не мешала мужику. Сергей нарек его Ихтиандром. Ихтиандр обдал нас запахом перегара, купил себе водки и также неспешно исчез в дожде.
Потеряв 2 часа времени, мы двинулись в Кременчуг. Уже начало смеркаться. На дороге были не лужи – озера! Глубину их оценить было нереально. Так что, увязнув в одной, первой рухнула я, а через какое-то время и Сергей загруз в луже почти по колени. Мокрые, злые, замерзшие, мы уже по темноте переехали Кременчуг и мост через Днепр. У нас не было никакого плана где ночевать. Было уже абсолютно темно. Окраина Кременчуга. Места незнакомые. Мокро. В довершение нас опять накрыло ливнем, да пуще прежнего! Спрятавшись под крыльцом какого-то института, мы стояли, прижавшись к его дверям еще два часа. Потоки воды доставали нас и здесь. Я была в отчаянии. Сергей меня успокаивал, что может, мы найдем остановочный комплекс – в нем и пересидим, закутавшись в спальник.
Когда дождь прекратился, мы побрели по темноте вперед. И тут перед нами возник он! Мотель! Мы зашли погреться горячим чаем. Сергей разговорился с хозяйкой в баре, и она любезно пригласила нас переночевать за символическую плату. Нашла место для байков в подсобке, и предоставила нам шикарный двухместный номер.
Самое главное, что в нем был горячий душ! Блаженству нашему не было предела. Так что господа туристы, если доведется ехать через Павлыш на Кременчуг, запомните этот мотель. Если точнее, он находится в Раковке, это пригород Кременчуга. Вам будут рады.

7. Ночь разбитых фонарей, или гоп слева – гоп справа…
Мы подъезжали все ближе и ближе к Криворожскому району. Приближалась ночь, а домой хотелось со страшной силой. Ночевать за 50 км от дома? Нет, мы не собирались останавливаться. Стало совсем темно. Мы закрепили фонарики, включили стопики и в кромешной темноте, на свой страх и риск, продолжали путь. Было стремно, особенно когда проезжали машины по трассе. Встречные – слепили глаза дальним светом, а попутные могли нас и не заметить, приходилось съезжать на обочину.
Фонарики наши светили тускло, а тут еще Сергей влетел в яму и разбил свой фонарик. Прикрепил китайский, который тоже потерял через какое-то время. Надо было видеть, как мы лазили посреди трассы в поисках фонарика. Проезжающие водители, наверное, очень недоумевали, что это за черти в шлемах лазят посреди дороги в темноте.
Понемногу мы приноровились. Сергей ехал спереди посреди дороги ( там ям меньше), я чуть сзади и в стороне освещала дорогу нам двоим своим фонарем. А так как у Сергея зрение лучше, то он мне орал: «Гоп справа – гоп, гоп слева!» Таким образом, он сигнализировал мне о ямах и колдобинах.
Встречный мотоцикл. завидев такое чудо, остановился на всякий случай при обочине. И я его понимаю, шо-то бесшумно едет, выписывает фонарем кренделя по всей дороге и ведет себя неадекватно. Лучше переждать! Как только мы проехали мимо – он отправился дальше.
Короче, вот таким вот образом, то что в светлое время суток можно проехать за два часа, мы ехали четыре! На одном фонаре, до боли в пальцах вцепившись в рули, вытаращив глаза и уже не чувствуя подъемов.
Домой мы зашли в половине третьего ночи. Всего в последний день нашего путешествия мы преодолели 187км.

Итого: Дорогу 598 км в черниговскую область проехали за 4,5 дня, обратно – за 4 дня.

авт. Елена Науменко

  1. FCSD:

    Молодцы вы!!! Очень интересно и увлекательно написано!!!!!!! С огромным интересом прочитал!!!

  2. Sergius:

    я восхищён..прочитал на одном дыхании..лёгкий и в тоже время захватывающий,увлекательный и непринуждённый рассказ..как будто сам там побывал..очень эмоционально..молодцы..так держать!!!

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.