Готовимся к первому Бревету

Дата: 1st Сентябрь 2010. Автор: Roman. Рубрика: Марафоны, бреветы

История

История веломарафонов начинается с профессиональных гонок. Сейчас максимальная дистанция велогонки достигает примерно 300 км. Но в начале ХХ века дистанции, на которых выступали гонщики, были намного длиннее. Нормальными этапами были и 400, и даже 500 км. Постепенно, особенно с приходом в велоспорт телевидения, «профессиональный» километраж уменьшался, и прибежищем любителей, готовых кинуть вызов расстоянию, стали веломарафоны.

Законодателем марафонской моды является французский клуб AudaxClubParisien – Парижский клуб отважных (отчаянных)  www.audax-club-parisien.com , основанный в 1904 году. В течение многих лет он оттачивал правила проведения марафонов, а в 1931 году стал соорганизатором, а позже и основным организатором марафона «Париж-Брест-Париж. 1200 км». Ранее, начиная с 1891 года, по этому маршруту и с этим названием раз в 10 лет проводилась старейшая велогонка для профессионалов. Для сравнения: Тур де Франс проводится с 1903 года.

В последние десятилетия ПБП (Париж – Брест – Париж) стал наиболее престижным и массовым марафоном. В нем участвуют около 4000 человек из 25 стран мира. Однако ПБП лишь вершина марафонского движения, существующего по довольно строгим и продуманным правилам, принятым клубами во всем мире.

Такие клубы называют рандоннерскими (от фр. Randonnee – длинная прогулка, рейд), а любителей ездить длительные дистанции – рандоннерами. Правила рандоннерского движения подразумевают наличие квалификационных заездов с ограничением по максимальному времени прохождения:

200 км – за 13ч 30 мин,
300 км – за 20 часов,
400 км – за 27 часов
600 км – за 40 часов
1000 км – за 75 часов
1200 км – за 90 часов

Такие квалификационные заезды принято называть бреветами (brevets).

В Советском Союзе, конечно, никто не принимал участие в мировом рандоннерском движении, однако веломарафоны практиковались. Например московский клуб Караван проводил марафоны Москва-Ленинград (700 км), Москва-Ярославль (270 км). Приобщение к мировому движению началось в 1995 году, когда россияне впервые побывали на ПБП, а в 2003 году в Парижском марафоне принимало участие уже 25 россиян.

Зачем это нам?

И правда – зачем? Понятно, для чего байкер едет кататься в лес или посадку: там хорошо, тихо, птички поют.
А что делать на пыльном шоссе, где обязательно ветер в лицо, где к тебе прижимается фура, обдавая выхлопными газами?
Ответ каждый дает себе сам.
Основные мотивы обычно таковы:
- проверить себя, чтобы сказать: я смог это сделать, понять, на что способен;
- устроить очень продолжительную покатушку;
- потренироваться;
- просто «за компанию»;
- для многих это уже скорее философия…

Но нужно подумать и о другом. Готовы ли вы к тому, что вам, возможно, придется:
- передвигаться полностью автономно,
- провести много часов в седле,
- выслушивать жалобы ваших коленей и пятой точки?

Готовимся к первому бревету

Итак, вы решили принять участие в бревете, для этого надо:
- получить план бревета (можно в Интернете);
- списаться или созвониться с ответственным за проведение бревета для получения актуальной информации;
- почитайте отчеты либо поговорить с людьми, принимавшими участие в марафонах и бреветах;
- обязательно тренироваться;
- по карте проследить весь маршрут, чтобы до начала бревета задать возможные вопросы;
- подготовить велосипед;
- заранее (с вечера) приготовить питание, одежду, велоаптечку, запасную камеру, деньги, документы, карту;
- лечь спать пораньше.

Тренировки

Ничего сверхъестественного для бреветов не требуется. Достаточно регулярно кататься на велосипеде, и очень
желательно – не только по выходным. Помните, что за две недели, предшествующие марафону, рекомендуется
проехать («накатать») двойную его дистанцию (т.е. дл 200-ки – 400км). Для длинных марафонов срок можно немного увеличить. А вот в день накануне марафона лучше дать ногам отдохнуть.

Подготовка велосипеда

Можно ли ехать бревет на МТБ? Конечно, можно. Но стоит учесть такие особенности байка:
- широкая «злая» резина. Для участия в бревете обязательно купите слики 1,3-1,75.
- высокая посадка – конечно, шоссейной посадки достичь не удастся, но низко поставленный вынос уже
улучшит вашу аэродинамику. Рекомендуется иметь рога.

Несомненно, велосипед-шоссейник – наиболее подходящая машина для бреветов. Асфальт – это его стихия. Однако не стоит забывать, что асфальт асфальту рознь, и будьте готовы, что на некоторых участках (бетонка, «улучшенный» или разбитый асфальт) вы будете с завистью глядеть на участников на байках. Обязательно наличие обмотки на руле.
Ширина покрышек зависит прежде всего от ваших предпочтений, но если дистанция марафона изобилует плохими участками, лучше поставить резину 28-32 мм. Не забывайте хорошо накачивать колеса, недостаточно накачанная камера – основная причина проколов.

Общие рекомендации

- настоятельно рекомендуются контактные педали, способствующие правильному и экономному педалированию.
- багажник – по желанию. Если вы привыкли ездить с рюкзаком, возможно, вам будет его достаточно, но для длинных бреветов багажник все таки обязателен, чтобы не перетруждать спину.
- очень пристальное внимание в бреветах надо уделить правильному подбору седла, причем седло должно быть именно ваше, прикатанное и неоднократно опробованное.
- обязательно наличие флягодержателя и фляжки.
- велоаптечка. Обязательно возьмите с собой: насос, камеру (для шоссейников лучше две), клей, заплатку, набор шестигранников.

Питание в пути

Очень важна в бреветах возможность подкрепляться во время движения. Хорошо иметь под рукой шоколадку и печенье, во флягодержателе – фляжку с водой или разбавленным соком. Обычно продукты можно купить на привалах, но если вы не хотите зависеть от наличия магазинов на незнакомом маршруте, приготовьте бутерброды.

Помните, бревет – не обычная гонка, и одной плитки шоколада вам не хватит!

Одежда

Одежде на бревете, как и всему остальному, надо придавать серьезное значение. Конечно, если речь идет о летней 200-ке с обещанной синоптиками сухой погодой, вы сможете обойтись без запасной одежды. Однако совсем другое дело – весна и осень. Желательно иметь:
- бахилы на ноги. Простой альтернативой могут быть спортивные сандалии – в них мокрые ноги будут быстро обсыхать во время езды;
- термокуртка, дождевик.

Очень важно иметь хорошую защиту от дождя. Например, в 2004 году на веломарафоне «По Карельскому Перешейку-400″ из 10 опытных марафонцев доехал до финиша только один. Основная причина – неготовность к затяжному дождю и холодной погоде.

Стартуем первый веломарафон-бревет

Позавтракайте, но не очень плотно. Выезжайте пораньше. Если ехать до старта далеко, можно одеться потеплее, а по дороге снимать лишнее. Если близко, то сразу оденьтесь по-боевому. Приехав на место старта, найдите организаторов, получите дорожную карточку/карту, уточните местоположение и способ организации контрольных пунктов.

Обратите внимание на стартующих и наметьте тех, с кем вы сможете поддерживать комфортную для вас скорость. Попытайтесь понять стиль предстоящего марафона: скоростной, групповой, туристский. Критически относитесь к заявлению других о поддерживаемой ими скорости. Практика показывает, что реальная скорость может сильно отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону от заявленной.

После старта следите за скоростью основной группы и выбранных вами еще перед стартом компаньонов.
Будьте готовы к тому, что скорость вначале будет намного выше заявленной. Ваша задача – продержаться некоторое время в группе и осмотреться. Постепенно группа начнет делиться на части, и вы сможете выбрать подходящую вам по скорости компанию.

Если вдруг вы остались одни, не пугайтесь, а двигайтесь по маршруту. Если делать минимум остановок, то через некоторое время вы нагоните группу или ее часть.

Желательно делать первую остановку не раньше, чем через 70 км после старта, в дальнейшем через каждые 40-60 км. Не забывайте подкармливать свой организм при малейшем ощущении голода, да и в питье ограничивать себя не стоит.
В середине маршрута, если вы не едете в гоночном темпе, можно позволить себе нормальный обед.

Будьте внимательны при выборе передачи. Старайтесь выбирать передачи полегче, ваши колени скажут вам потом спасибо. Осторожнее на поворотах, следите за легендой и указателями, если сомневаетесь, сразу доставайте карту.
Не забывайте отмечаться на контрольных пунктах!

Хорошо, если на финише вы будете не один. Нет ничего приятнее, чем обменяться свежими впечатлениями с коллегами.
Чувство «Я сделал это!» переполнит вас, несмотря на усталость.

После марафона отдохните, выспитесь, будьте готовы к болезненным ощущениям в коленях и в мышцах. Максимум через несколько дней они должны пропасть, если этого не произошло, обязательно разберитесь в причинах этого и примите меры, вплоть до отказа от дальнейшего участия в веломарафонах.

Что дальше?

Как правило, марафонцы разбивают бреветы на несколько групп:
200, 300 км – 1-ый этап может быть пройден в очень быстром темпе, при минимуме снаряжения.
Многие марафонцы, тяготеющие к спорту, ограничиваются только этими дистанциями.
400 км – это путь в другой мир, дистанция, где какое-то время придется ехать «через не могу».
600 км и больше – дистанции для подготовленных людей, крайне необходим опыт марафонов или других сравнимых соревнований (например, мультигонок).

Так что если вы прошли первый этап – милости просим дальше, вам понравится!

Предупреждения

Бреветы могут являться причиной осложнения ваших заболеваний, особенно связанных с суставами. Будьте внимательны, следите за своим здоровьем!
Бреветы проходят по шоссейным дорогам, включая шоссе с большим трафиком. Требуется крайняя внимательность и неукоснительное следование ПДД.

  1. [...] День физической культуры и спорта криворожские велосипедисты отметили поездкой на дистанции 200 км. Несмотря на разный уровень подготовки, все участники смогли преодолеть дистанцию 200 км в рамках нормативного времени – до 13,5 часов (согласно правил проведения Бреветов, читать больше..). [...]

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.