Урок №7

Дата: 7th Август 2009. Автор: Roman. Рубрика: ВЕЛОТУРИЗМ

Тактика велопохода. Организация движения. Дневной пробег.

Успешное прохождение маршрута всеми участниками обеспечивается:
• правильно разработанным заранее маршрутом,
• распределением дневного пробега на время всего похода,
• предшествующей походу физической, психологической и теоретической подготовкой участников.

Правильно спланированный велопоход повышает вероятность благополучного прохождения маршрута всеми его участниками. Первый день движения нужно спланировать без больших нагрузок – необходимо адаптировать организм к ежедневным физическим нагрузкам, изменению рациона питания, часового пояса, высоты. К сожалению, на страницах сайтов можно прочесть такое: «…группа велотуристов из Киева, (2003 г.) прилетела в Бишкек (высота 700 м) утром, на машине подъехала в горы и уже к обеду начинает подъём на перевал 3500 м., …. а вечером у некоторых участников появляются симптомы горной болезни». Другая группа из России (2002 г.) прилетела в Хорог (высота 2200 м.) и сразу начала движение по Памирскому тракту на перевал Койтезек 4272 м. и, как следствие, «горняшка» у одного участника. Это примеры того, как неправильно тактически были спланированы веломаршруты. Приобретение дорогого велосипеда и экипировки не гарантирует 100% успешного проведения велопутешествия. Конечно, в пути могут произойти всякие неприятности с любой группой, будь то новички или опытные велотуристы, но постепенное увеличение сложности веломаршрута, набор опыта от похода к походу повышает вероятность благополучного выхода из экстремальной ситуации.

Тактика – это умение вовремя и правильно использовать имеющиеся в запасе знания и технические приёмы. Чем больше жизненного опыта, опыта участия и руководства велопоходами, тем большим числом таких приёмов обладает спортсмен велотурист и вся группа в целом. Технический приём – это совокупность действий отдельного участника или всей группы, направленных на преодоление препятствий.

Препятствия, встречающиеся при проведении велосипедного похода, можно разделить на следующие условные группы. Препятствия, преодоление которых происходит в течении нескольких дней (многодневные препятствия ). К ним можно отнести, как сам велопоход, так и однодневные – участки ненаселённой, пустынной местности без источников пополнения запасов воды и еды, сложные горные перевалы преодолеваемые в течении нескольких дней. Для их преодоления используют следующие приёмы.

Начнём с тактики прохождения всего велопохода. Для этого надо знать климатические условия географического района похода. В пустыню едут или ранней весной или, что предпочтительней, осенью для комфортной температуры, а не в летнее пекло под +50. В горах выбирают время от схода снега с перевалов и до устойчивого снежного покрова. Учитывают розу ветров по временам года – думаю, что никто не хотел бы ехать весь поход преодолевая устойчивый сильный лобовой ветер. Планируется способ подъезда к начальному пункту маршрута, к участкам в середине маршрута.
Для планирования маршрута в горах строится предварительный высотный график маршрута, направление прохождения маршрута (преобладающее направление ветров, различная крутизна горных хребтов), планирование запасных и аварийных вариантов маршрута, количество и места «забросок» («заброска» – заранее отсылаемая посылка с питанием или снаряжением в населённый пункт в середине маршрута), оптимальное количество участников в группе, техническая подготовка велосипеда и применение специального снаряжения. Для езды по пустыне, в горах, по тайге, летом или зимой используют по-разному оснащённые велосипеды – передачи, диаметр колеса, толщина покрышек… Необходимы дополнительные ёмкости для воды в пустынных походах, и оснащённые лямками велосумки для переноски их на плечах на особо крутых участках горной местности.

Для преодоления препятствий каждого дня используются следующие тактические приёмы. Правильный распорядок дня – в жаркой пустыне едут с 7 до 11 утра, затем обед с отдыхом в тени до 4-5 часов вечера и ещё несколько ездовых часов до сумерек. В горах, например на Памире, существуют сильные долинные ветры, которые до полудня дуют вниз по долине, а после полудня – вверх. Ещё в горах наблюдается различие в объёме водостока рек – с раннего утра и до полудня малая вода и после полудня до поздней ночи – большая вода. Как пример, в велопоходе 5 к\с «ДнепроВелоКлуба» по Тянь-Шаню (август 1988 г.) группа двигались вверх по долине реки Чёнг-Кемин (участок Алма-Ата – оз. Иссык-Куль), в обед перешла вброд правый приток реки Кашка-Су, и к полднику подошла к реке Юго-Западный Талгар, которая бурлила от тающих в жаркий день ледников. Наблюдая, как туристы-горники переправлялись со страховочной верёвкой, входили в реку в штанах, а выходили без штанов (их уносила бурная река) – велогруппа решила остановиться лагерем, подождать до утра. Утром река обмелела и велогруппа спокойно перешла ее вброд, даже без использования верёвки.
Преодоление локальных препятствий в основном зависит от технической оснащённости велосипеда и физической подготовки участника, его опыта поездок в разных погодных условиях по дорогам с разнообразным покрытием.
В велопоходах начальных категорий сложности, уклад жизни группы тоже имеет большое значение. Сначала, с рассветом, просыпаются дежурные и приступают к приготовлению завтрака. После закипания воды в котелке и перед закладкой основных продуктов, необходимо разбудить всех остальных участников. Пока варится каша, все умываются и готовятся к завтраку. Если накануне были поломки, механик встаёт вместе с дежурными и приступает к ремонту. Потом общее застолье и сборы лагеря. Когда все готовы и выходят на дорогу, звучит команда «Ан-аван!» – что по-русски «Сели и пошли!». Первая остановка делается через 30-40 минут, а в дальнейшем – каждые 40-50 мин. езды и 10-15 мин. отдыха. При необходимости совершаются «технические», «санитарные», «экскурсионные», «почтово-магазинные» и другие остановки. Продолжительность обеда составляет 1-1,5 часа. Потом снова движение по маршруту, а примерно за 1,5-2 часа до захода солнца – остановка на ночёвку. Сначала все идут в поиски за дровами для костра, а следующая пара дежурных приступает к разжиганию костра, распаковке продуктов. Только когда стало понятно, что место подходит и есть дрова, начинается установка палаток, приготовление постельных принадлежностей, купание, ужин, вечерние посиделки у костра и отход ко сну. Завтра снова в путь!

В велопоходах 1 к\с за день необходимо проехать 45-55 км по хорошей дороге. С повышением сложности велопохода, средний дневной километраж увеличивается и доходит до 90-120 км по хорошей дороге. Большое влияние на дневной пробег оказывает состояние дороги и метеоусловия. Щебёночная, полевая-просёлочная грунтовая дороги затрудняют движение. Например, крымские спуски и подъёмы снижают дневной маршрут, увеличивается интенсивность работы организма велотуриста, повышается аппетит, приходится больше кушать печенье, конфеты, сухофрукты. В сложных горных велопоходах, продвигаясь по крутым горным тропам, осыпям, ледникам, группа может проходить всего лишь 8-15 км за день.
Правильно спланированный маршрут успешно преодолевается всеми участниками, независимо от физической, психологической и технической подготовки отдельно каждого участника.

Велотуризм – хотя и командный вид спорта, но индивидуальная подготовка имеет большое значение на успешное прохождение маршрута всей группой.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.