Урок №8

Дата: 8th Август 2009. Автор: Roman. Рубрика: ВЕЛОТУРИЗМ

Ориентирование в велопоходе. Использование карт, схем, отчётов.

Для разработки велосипедного маршрута используются топографические карты разных масштабов, отчёты о ранее пройденных велопоходах в той местности. В сложных велопоходах используются также отчёты пешеходных и горных туристов. В каждом городском Клубе туристов есть МКК, в которой собираются и сохраняются отчёты о ранее пройденных походах по всем видам туризма. Для составления такого отчёта в составе группы есть летописец, в обязанности которого входит описание маршрута для отчёта. В простых велопоходах отчёт может содержать просто набор фотографий населённых пунктов, через которые группа проходила маршрут. В велопоходах 3-6 к.с. описывается: дневной график движения, текущий километраж всего маршрута, как группа готовилась, преодолевала те или иные препятствия в велопоходе.

Для несложных велопоходов 1-2 к\с достаточно карт масштаба 1:500 000, 1:200 000 – «пятикилометровки» и «двухкилометровки». Для более сложных велопоходов используют карты масштаба 1:100 000 (скачать карты ВСЕЙ Украины 1:100000 – 858.4 МБ), 1:50 000 «километровки» и «пятьсотметровки», схемы преодоления локальных препятствий из предыдущих отчетов.

Ориентирование на веломаршруте – задача принципиально иная, нежели, скажем, в пешем походе, поскольку в основном группа движется по дорогам, которые показаны на картах автодорог, туристских и административных картах. Однако все чаще велогруппы в свои походные маршруты включают лесные дороги и тропы. Либо вообще путешествуют по малонаселенной труднопроезжей для велосипеда, а местами и труднопроходимой для пешехода местности. Поэтому велотуристу необходимы знания и навыки ориентирования на местности не меньше, чем туристу-пешеходнику. Нужно знать условные знаки разных карт, уметь ориентировать карту по солнцу и местным предметам, работать с компасом и транспортиром, уметь двигаться по азимуту в заданном направлении, определять стороны света по часам и солнцу.

Вопросы топографии и ориентирования подробно изложены в туристской литературе, нет нужды здесь повторяться. Остановимся лишь на некоторых моментах ориентирования, характерных для велосипедных походов.

Поскольку велотурист при движении по автодорогам в значительной степени руководствуется дорожными указателями, то перед походом он должен изучить или восстановить в памяти информационно-указательные знаки, применяющиеся на автодорогах: указатели направления движения, расстояний и т.д.

Мы перечислили основные материалы, которыми пользуются велотуристы при разработке маршрутов и ориентировании на местности. В любой туристской группе назначается штурман либо кто-то выполняет обязанности штурмана. Он и везет комплект карт. Однако если маршрут проходит по малоезжим дорогам, особенно в глухой местности, нужно, чтобы в группе было 2-3 комплекта карт, которые везли бы разные люди. Один из них обязательно руководитель. Дело даже не в том, что группа может на каком-то участке разделиться, а для подстраховки – если с основным комплектом карт что-то случится.

Чтобы картой можно было пользоваться в пути при любой погоде, для нее нужно сделать специальный планшет размером 15-20 см на 20-25 см. Простейший планшет – это вставленный в полиэтиленовый герметичный пакет кусок картона с прикрепленным к нему резинками листом карты. Некоторые закладывают лист карты между двумя листами плотного прозрачного материала – пластмассы, плексигласа, оргстекла и т.д. В планшет можно вставить два листа карты, и тогда на одной стороне будет путь до обеда, а на другой – после обеда. Такой планшет тоже вкладывается в полиэтиленовый пакет (нужно иметь несколько запасных пакетов). В любом случае, карта в пути должна быть прикреплена к жесткой основе. На велосипеде планшет с картой удобнее всего прикрепить резинкой от эспандера на переднем багажнике поверх лежащего на нем груза.

Удобны для размещения карты сумки прямоугольной формы, которые крепятся на кронштейне на руль (такие сумки распространены в европейских странах), которые имеют специальные окошки для карты, закрытые прозрачным пластиком, но в этом случае карту приходится многократно складывать или разрезать, что отнюдь не способствует ее долголетию. В велопоходе всегда должен быть компас, а в походе по малонаселенным районам и в местности, бедной ориентирами, – несколько. Самый подходящий – спортивный компас на широкой прозрачной линейке с делениями. На нем же есть маленькая лупа. Вполне можно в велотуризме пользоваться и компасом Адрианова. При работе с компасом рекомендуется отходить от велосипеда на несколько метров.

Совет: о магазинах и питьевой воде лучше спрашивать женщин, а о дороге и расстояниях – мужчин. Причем, целесообразно один и тот же вопрос задать двоим-троим встречным. Выясняя, как проехать в какой-то населенный пункт, имейте в виду, что у людей разное представление о километраже. Поэтому при расспросах нужно узнавать не только расстояние до требуемого объекта, но и время, которое обычно тратит человек, идя до объекта средним шагом. Для человека, много раз проходившего по одному и тому же маршруту, дорога и окружающие предметы примелькались. Расспрашивая дорогу у человека, надо акцентировать внимание на деталях пути, которые вас могут потом озадачить. Поэтому нужно специально спрашивать о перекрестках, развилках, заметных ориентирах по пути. Лучше всего, если выяснением дороги занимаются два человека: один ведет беседу, а другой записывает. В группе обязательно должны быть велокомпьютеры – счетчики пройденного расстояния.

Очень удобны в использовании современные GPS-навигаторы. Отличным вариантом будет Garmin GPS туристической серии, который работает на аккумуляторах типа АА. Это позволяет взять с собой несколько комплектов, и не зависеть от источников питания. Но такой прибор может себе позволить не каждый, например Garmin GPSmap 60CSx стоит около 425 дол.США.

Читать о Garmin GPS
Еще о Garmin GPS

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.